
Антифрикционные сплавы относятся к той же системе Zn – Al – Cu, что и литейные сплавы, но с более высоким содержанием легирующих добавок. В настоящее время применяют две марки сплавов: ЦА9М1,5 и ЦА10М5. Химический состав и свойства антифрикционных сплавов регламентируются ГОСТ 21437–95 (табл. 48).
Сплавы применяют как в литом, так и в деформированном состоянии. В первом случае к марке сплава добавляется буква Л, например ЦА10М5Л.
Антифрикционные сплавы имеют малый интервал кристаллизации (15–20 °С), что позволяет получать из них плотные отливки. Линейная усадка такая же низкая, как и у литейных сплавов (1,0–1,2 %). При кристаллизации сплавы склонны к образованию большой зоны столбчатых кристаллов, и, следовательно, велика опасность образования горячих трещин.
Таблица 47
Области применения цинковых литейных сплавов
Марка сплава Характерные свойства Область применения |
||
ZnA14A |
Хорошая жидкотекучесть, повышенная коррозионная стойкость, стабильность размеров |
В автомобильной, тракторной, электротехнической и других отраслях промышленности для отливки деталей приборов, требующих стабильности размеров |
ЦА4о |
Хорошая жидкотекучесть, хорошая коррозионная стойкость, стабильность размеров |
|
ЦА4 |
Как для марки ЦА4о, но с меньшей коррозионной стойкостью |
|
ZnA14Cu1A |
Хорошая жидкотекучесть, повышенная коррозионная стойкость, почти полная стабильность размеров при естественном старении |
В автомобильной, тракторной, электротехнической и других отраслях промышленности для отливки корпусных, арматурных, декоративных деталей, не требующих повышенной точности |
ЦА4М1о |
Хорошая жидкотекучесть, повышенная коррозионная стойкость, почти полная стабильность размеров при естественном старении |
|
ЦА4М1 |
Как для марки ЦА4М1о, но с меньшей устойчивостью размеров |
В автомобильной, тракторной, электротехнической и других отраслях промышленности для отливки корпусных, арматурных, декоративных деталей, не требующих повышенной точности |
ЦА4М1в |
По технологическим и эксплуатационным свойствам уступает предыдущим маркам сплавов этой группы |
В различных отраслях промышленности для литья не ответственных деталей |
ZnAl4Cu3A |
Хорошая жидкотекучесть, высокая прочность, хорошая коррозионная стойкость, изменяемость размеров до 0,5 % |
В автомобильной и других отраслях промышленности для изготовления деталей, требующих повышенной точности |
ЦА4М3о |
Хорошая жидкотекучесть, высокая прочность, хорошая коррозионная стойкость, изменяемость размеров до 0,5 % |
|
ЦА4М3 |
Как для марки ЦА4М3о, но с пониженной коррозионной стойкостью |
Окончание табл. 47
Марка сплава Характерные свойства Область применения |
||
ЦА30М5 |
Предназначены для замены стандартного антифрикционного сплава ЦАМ10–5, значительно превосходят его по механическим свойствам и износостойкости |
Вкладыши подшипников, втулки балансированной подвески, червячные шестерни, сепараторы подшипников качения |
ЦА8М1 |
Как для марки ЦА4М1, но с более В автомобильной, тракторвысокими прочностными свойствами ной, электротехнической и других отраслях промыш ленности |
Таблица 48
Химический состав и механические свойства антифрикционных цинковых сплавов по ГОСТ 21437–95
Марка |
Хим. состав, мас. % |
Механические свойства, не менее |
|||||
Al |
Cu |
Mg |
? примесей |
?в, МПа |
?, % |
НВ |
|
ЦА9М1,5Л ЦА10М5Л |
Отличаясь высокими антифрикционными свойствами и достаточной прочностью при комнатной температуре, эти сплавы служат хорошими заменителями бронз при работе в узлах трения, работающих при давлениях на подшипники не более 19,6 МПа и окружной скорости до 30 м/с. Рабочие температуры подшипников не выше 80–100 °С. При более высоких температурах сплавы сильно размягчаются и намазываются на вал. У цинковых сплавов высокий коэффициент линейного расширения, что следует учитывать при установлении величины зазора в подшипнике. Наиболее широко цинковые антифрикционные сплавы применяются для изготовления подшипников металлообрабатывающих станков.
